На первую страницу Курсы для специалистов
Курсы для пользователей Школа Web-мастеров и web-проекты
Тестовый центр VUE Тесты On-Line по компьютерным технологиям  

О компании



Наши координаты



Сведения об образовательной организации



История компании



Национальные награды



Наши преподаватели



Галерея Микроинформ



Юбилей Микроинформ: 15 лет!



Об авторизованном обучении, «бумажных» специалистах и тех, кто добился успеха

Литвин О.Ф.
Директор Учебного Центра Микроинформ

В течение 3-х последних лет уважаемый журнал регулярно размещает материалы по системе фирменного авторизованного обучения как дополнительной, но очень важной составляющей образования в области сложных компьютерных технологий. К сожалению, в условиях продолжающегося кризиса в нашей стране наблюдается распад классической схемы, определяющей данную систем: “авторизованные курсы + тесты = квалификационный сертификат». Опыт учебного центра Микроинформ и работающего на его базе центра тестирования VUE показывает, что в настоящий момент лишь 20% специалистов, приходящих к нам, придерживаются данной схемы, т.е. один из пяти специалистов проходит курсы и далее сдает тесты для получения квалификационного сертификата.


Среди оставшихся 80% можно выделить две противоположные по духу категории учащихся и сдающих тесты.

“Совковый” синдром

Первая представляет специалистов от корпоративных структур, чаще всего федеральных (территориальных отделений Центробанка, МВД, ФСБ, администраций разного уровня), которые приходят на обучение в целевом порядке. Все наши убеждения этих специалистов в том, насколько важным лично для них является сдача хотя бы одного теста для получения квалификационного сертификата 1-го уровня – администратора Novell (CNА) или специалиста Microsoft (MCP) не дают результата по самым банальным причинам: специалистам из регионов непросто вторично приехать в Москву для сдачи теста; а специалистам среднего поколения, которые преобладают в госструктурах, затраты в 15-30$ из семейного бюджета представляются абсолютно неприемлемыми – срабатывает советский синдром – если обучение, то бесплатно.

О «бумажных» CNE и «супербумажных» MCP

Вторую категорию представляют те, кто минуя курсы приходит на тесты, самостоятельно готовясь по многочисленной технической литературе и используя информацию по тестам, которая накапливается в Интернет. Их задача одна – запастись сертификатом на случай подачи резюме в кадровое агентство или выезда за рубеж.

Еще лет 6 назад в западной прессе проводилась активная дискуссия по поводу появления так называемых «бумажных» CNE (сертифицированных инженеров Novell). К такой категории относили тех, кто, не имея опыта практической работы, проходил авторизованные курсы, сдавал соответствующие им тесты и конечном итоге за несколько месяцев получал квалификацию CNE. Я, честно говоря, относился и отношусь к такой категории специалистов с большим уважением, ведь зачастую только обучение позволяет разорвать порочный круг: без опыта не устроишься на работу, а не работая, как получить опыт? Да, человек не имел опыта, но в результате обучения в классе он получил систематизированные знания в области сложных сетевых технологий и определенный лабораторный опыт по установке, конфигурированию и эксплуатации системы. Далее он эти знания закрепил при подготовке к тесту. Несложно понять, что придя на место администратора, «бумажный» CNE очень быстро, буквально за несколько недель сумеет подняться на очень приличный уровень практической работы. И учебные фирменные материалы станут для него действительно настольной книгой. Novell по-прежнему очень деликатно относится к подготовке и сертификации специалистов, предоставляя авторизованным учебным центрам некоторые эксклюзивные возможности, а именно:

  • Вопросы, представленные в тестах, в среднем на 90% рассматриваются в авторизованных курсах;
  • Novell-press издает не очень много технической литературы, и она никогда не претендует на подмену фирменных учебников.

В 1993 г. Microsoft, в очередной раз выходя на рынок сетевых технологий с Windows NT Server, понимал, что массовое внедрение столь сложного продукта невозможно без подготовки армии квалифицированных специалистов. Поэтому в основу была положена система, которая уже 8 лет до этого существовала в Novell. Правда, имея в виду «бумажных» CNE, Microsoft изначально решил усилить тесты, одновременно снизив уровень корреляции между тестами и курсами до 60-70%. Т.е. в тестах примерно треть вопросов не рассматривалась в курсах и, чтобы ответить на них, специалист должен был с ними столкнуться на практике. Именно это не позволило перенести нашу «новеловскую» схему очно-заочной подготовки CNE со сдачей серии тестов в 10-дневном цикле, названном нами сессией, на подготовку MCSE (системных инженеров Microsoft) . Итак, в первые 5 лет сдать тесты Microsoft было очень непросто, а поэтому получить квалификацию MCP, а тем более MCSE было престижно и весомо. Примерно год назад ситуация резко изменилась:

  • С одобрения Microsoft (гласного и негласного) появились серии учебников для самостоятельной подготовки, а также специальные сборники по подготовке к тестам. Кроме этого, в Интернет накопилась достаточное количество информации о тестах от тех, кто по свежим следам делился своими впечатлениями о только что сданных тестах и задаваемых вопросах.
  • В связи с переходом от формальных тестов (в среднем 55 вопросов на 1.5 часа) к условно адаптивным (25-30 вопросов на 1 час) одновременно была снижена планка сдачи тестов с 70 до 60%.

Эти два обстоятельства существенно упростили процесс подготовки и сдачи тестов и предопределили появление целой армии «супербумажных» MCP. И теперь каждый школьник старше 8-го класса с нормальной памятью может за месяц вызубрить вопросы и ответы и с большой вероятностью это позволит ему с первой попытки сдать тест на степень MCP.

Совершенно ясно, что ни о какой системе знаний здесь речи нет, а поэтому к тому времени, когда этот «специалист» получит сертификат MCP, его знания о Windows NT Server будут близки к нулю. Естественно, появление таких специалистов приводит к резкой дискредитации фирменного сертификата, что в свою очередь сказывается и на отношении к авторизованному обучению в целом.

Я утверждаю:

  1. Получить систему знаний по сложным сетевым технологиям без предварительного практического опыта могут лишь единицы, для человека со средними способностями это не под силу. Альтернативой классного (этот термин здесь подразумевает два момента – обучение в классе под руководством классного инструктора) обучения могут быть лишь некоторые формы дистанционного обучения.
  2. В отличие от «бумажного» CNE «супербумажный» MCP – это человек как профессионал без будущего.

Рекрутерам: принимая на работу специалистов, которые трясут сертификатами MCP или CNA, спрашивайте у них еще и сертификат об окончании авторизованного курса. Это является гарантией того, что данный специалист не относится к категории «супербумажного».

А теперь несколько примеров успешной карьеры

С.П. – молодой человек учился в физкультурном институте в провинциальном городе, в юности увлекся компьютерами. Три года назад на одной из компьютерных выставок на нашем стенде ознакомился с системой авторизованного обучения. Поверил в то, что пройдя у нас обучение, сможет стать профессиональным компьютерным специалистом. Буквально все накопления мамы и собственные доходы были брошены на авторизованные курсы. Последовательно в течение года прошел все базовые курсы Novell и сдал тесты на степень CNE (в этот период подрабатывал грузчиком). На следующий год прошел курсы по Windows NT Server (в это время уже работал в небольшой фирме приходящим администратором), далее SQL Server. На наших Интернет-разработках показал себя талантливым программистом. Поступил в аспирантуру на кафедру ВТ, ближайшее внедрение – Интернет-магазин, работает в страховой компании, поддерживает сеть на 40 ПК с тремя серверами. Сейчас ему 23 года, но он уже сформировавшийся специалист с серьезным багажом знаний.

Я.А. – познакомились 5 лет назад, когда он, будучи переводчиком в нефтяной компании, в свои 30 лет решил резко сменить специальность и стать профессионалом в области сетевых технологий. Вложил серьезную семейную сумму в авторизованные курсы. Через 10 месяцев получил квалификацию CNE, около года работал в мелких фирмах приходящим администратором. Через кадровое агентство принял участие и выиграл конкурс на должность сетевого администратора в Московском филиале одной из крупнейших консалтинговых компаний. По его стопам пошли два его приятеля. Будучи к.т.н. ушли из академического НИИ, прошли авторизованное обучение, получили квалификационные сертификаты – один CNE, второй – MCSE, пришли в его расширявшийся отдел. Полтора года назад Я.А. уехал в США, по рекомендательному письму устроился на аналогичную работу в один из филиалов все той же консалтинговой компании.

Его друзья на прежней работе ведут крупную корпоративную сеть и чувствуют себя весьма уверенно, ведь они прошли уже достаточно суровую школу ответственной работы в крупной иностранной компании.

Э.В. – симпатичная, стройная девушка, 2,5 года назад закончила институт по специальности инженер-системотехник. В течение полугода не могла устроиться на работу по специальности. Я убедил ее пройти серию базовых курсов Novell и сдать тест на степень CNA. За 2 месяца выполнила данную программу, но без опыта на работу сетевого администратора устроиться не удавалось. Приняли ее в качестве стажера-менеджера в наш учебный центр. Полученные технические знания, общая эрудиция в сочетании с отсутствием комплексов в общении с клиентами позволили ей через год стать менеджером хорошего уровня. Тем не менее, тяга к компьютерным технологиям не пропадала. В злополучный август 1998 приняла участие в конкурсе в компании, где набирали программистов для разработки и тестирования прикладных задач под Unix. К своему удивлению, среди нескольких десятков претендентов, причем преимущественно мужского пола, прошла все три этапа конкурса и оказалась в числе тех, на ком фирма остановила свой выбор. Особенное впечатление на фирмачей произвели ее сертификаты об окончании авторизованных курсов, а также результат тестирования на степень CNA, за которые были заплачены личные деньги.

C.Е. – жил в городе Х., к 40 годам понял, что, будучи профессиональным компьютерщиком, в этом городе ему невозможно обеспечить свою семью (жену и двоих детей) добротными жилищно-бытовыми условиями, хотя при этом он работал ведущим инженером на крупном нефтеперерабатывающем комбинате. Решили с женой уехать за рубеж. Исследование зарубежных сайтов показало, что при трудоустройстве наличие квалификационного сертификата уровня MCSE имеет колоссальное значение. Убедил руководство в необходимости направить его на 2 недели на обучение в Москву. В результате переписок по электронной почте выбрал Микроинформ. Приехал в командировку от предприятия на 2 недели, но провел в результате в Микроинформ 5 недель. Последние два курса, 6 тестов и проживание в гостинице оплачивал из своих отпускных за два года. Учился и самостоятельно работал с утра до вечера – сдал 5 тестов из 6. Через три месяца вновь приехал в Москву, досдал 6-й тест по SQl Server, получил квалификацию MCSE и активно занялся оформлением выезда. Сначала выбрали Новую Зеландию, но почти годовая работа в этом направлении не дала результата из-за слабого знания женой английского и возрастных ограничений. Переключились на Канаду, и вот месяц назад я разговаривал с его женой, которая прилетала в Москву за визами. Продолжение их истории следует.

У всех героев нашего рассказа ключевым моментом стало обучение на авторизованных курсах. Впрочем, у всех у них было еще одно очень важное подспорье - это отношение их близких. Ведь всякий раз их обучение, подготовка и сдача тестов требовала очень серьезных финансовых и временных затрат. С.П. все время и морально и финансово поддерживала мама.У Э.В. родители обеспечивали обучение. У С.Е. именно жена после неудачи с Новой Зеландией взяла организационно-юридические вопросы в свои руки. Две опоры - с одной система авторизованного обучения, с другой - поддержка близких, но самое главное - целеустремленность нашего будущего уважаемого специалиста.

Прекрасные молодые люди у нас обучаются по программе СтудеNT-99. Когда с ними беседуешь, видишь их желание стать настоящим профессионалом, понимаешь, что не зря мы трудимся на этом пусть и коммерческом поприще авторизованного обучения.

Если Вы хотите познакомиться с нашими персонажами, обращайтесь ко мне по телефону: (095) 953-0006 или напишите по адресу litvin@microinform.ru.